Инструменты , Весь мир ,  
0 

Господдержка малого бизнеса – не слова, а реальность

Господдержка малого бизнеса – не слова, а реальность
Что помогает МСБ успешно работать в условиях «новой экономической реальности», какую помощь от государства могут получить фирмы и какие продукты может получить компания, рассказала РБК Юг председатель правления «Юниаструм Банка» Алла Цытович

Алла Вадимовна, на прошедшем в начале сентября Международном банковском форуме в Сочи вы принимали участие в круглом столе на тему государственной поддержки МСП и взаимодействия с коммерческими банками. Как сейчас государство помогает бизнесу?

За последние годы система господдержки существенно изменилась: услуги стали доступнее, объемы финансирования увеличились, перечень преференций для предпринимателей расширился. Буквально на этой неделе Центробанк увеличил совокупный лимит по специализированным механизмам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства почти в два раза, с 75 до 125 млрд рублей.

Были созданы организации, основная деятельность которых как раз и заключается в помощи субъектам малого и среднего предпринимательства. Это и Корпорация МСП, «ОПОРА России», различные федеральные и региональные фонды поддержки.

Кризис сильно отразился на экономики России. Как сейчас себя чувствует рынок малого и среднего бизнеса? Как он пережил непростые времена?

МСБ, несмотря на кризис, или, как сейчас мы стали говорить, «новую экономическую реальность», чувствует себя неплохо. За 1 полугодие 2016г. в России компании из сегмента МСБ взяли 2,4 трлн руб. кредитов (по данным аналитического исследования «Эксперт РА»). То есть, объем кредитования остался практически на уровне прошлого, 2015 года. В условиях сложной экономической ситуации вряд ли можно говорить о буме развития малого бизнеса, но в то же время и стагнации рынка ожидать не стоит.

Что, по вашему мнению, помогает небольшим компаниям удерживаться на плаву?

Во-первых, МСБ является относительно незакредитованным сектором экономики, и потому он не находится в сильной финансовой зависимости от банков и других кредиторов. Большинство кредитных организаций финансировали компании МСБ с большим запасом прочности, поэтому сегмент изначально был меньше подвержен влиянию кризиса. Во-вторых, большинство малых предприятий специализируется на товарах и услугах повседневного потребления. Спрос на них более или менее стабилен даже в условиях финансового кризиса и сокращения доходов населения. В-третьих, малый бизнес — легко меняющийся и быстро адаптирующийся сектор экономики. Он в состоянии оперативно реагировать на изменения рынка, перестраивая свои каналы продаж, поставок, технологии и профиль деятельности.

Какие виды поддержки сейчас доступны малому бизнесу?

Есть разные формы поддержки государством малого бизнеса. Если говорить о финансовой стороне, то наиболее значимые программы предлагают Корпорация МСП и МСП Банк. Там предприниматели могут получить гарантии и поручительство при недостаточности залога для получения кредита.

Доступны также программы кредитования МСП – Банка, они позволяют получать кредиты конечным получателям - МСБ по ставкам 11,5-14 %.

Помимо этого, небольшим компаниям упрощают доступ к госзакупкам, предприниматели могут рассчитывать на помощь в вопросах приобретения или аренды государственное или муниципальное имущество на льготных условиях, на информационно-маркетинговой поддержке.

«Юниаструм Банк» позиционирует себя как банк, специализирующийся на работе с малым бизнесом. Как вы себя чувствуете на рынке, с какими результатами завершили 1 полугодие?

Первое полугодие, несмотря на непростую экономическую ситуацию, мы завершили успешно. Так, за шесть месяцев среднемесячные объемы финансирования МСБ увеличены более чем в 2 раза, количество открываемых расчетных счетов выросло в 3 раза, а объем депозитного портфеля юридических лиц прибавил 71%. По итогам 1 полугодия 2016г. кредитный портфель МСБ в нашем банке превысил 21 млрд руб., увеличившись за год работы на 11 %.

Кроме того, «Юниаструм Банк» стал активным участников программ поддержки от «МСП Банка», первый транш в размере 500 млн руб. мы выбрали, профинансировав наших клиентов по льготной ставке. Подали заявку еще на 1,6 млрд руб., полученные ресурсы планируем освоить в течение ближайших 2х – 3х месяцев. Также мы подали заявление на участие в «Программе 6,5» Корпорации МСП, в рамках которой планируется получение льготного фондирования для кредитования проектов приоритетных для государства отраслей.

Конечно, как и в жизни, есть ряд регионов, в которых мы наблюдаем наибольшие темпы прироста бизнеса - Ставропольский край, Нижегородская, Челябинская, Смоленская, Тульская, Ярославская области. Такого результата нам удалось добиться, в том числе и благодаря усилению управленческих команд на местах.

До конца года планируем бизнес только увеличивать, наш ориентир – объем финансирования клиентов МСБ в размере не менее 1,5 млрд руб. в месяц, количество счетов – 2000.

Сейчас на рынке число предложений огромно, чем вы отличаетесь? Как вам удается привлекать клиентов?

В начале этого года «Юниаструм Банк» запустил беззалоговый овердрафт для МСБ, как для действующих, так и новых клиентов Банка. Лимит овердрафта может составить до 50% от оборотов в Банке. По продукту очень привлекательная процентная ставка – от 16,5% годовых.

«Юниаструм Банк» активно участвует в реализации государственной программы по расширению доступа субъектов МСБ к госзакупкам. Весной мы вывели на рынок новый продукт - банковскую экспресс-гарантию для обеспечения участия в торгах или исполнения государственных (муниципальных) контрактов. В рамках продукта «Экспресс-гарантия» гарантии суммой до 50 млн руб. могут быть предоставлены без обеспечения.

В соответствии со стратегией поддержки социального предпринимательства «Юниаструм Банк» разработал специальное предложение «Женщина в бизнесе» для тех, кто планирует строить или развивать собственный социально-ориентированный проект. В рамках программы «Женщина в бизнесе» предприниматели смогут организовать свой бизнес быстро и «под ключ»: подобрать готовый социальный проект, оперативно зарегистрировать бизнес, воспользоваться государственными инструментами поддержки, получить от партнеров банка сопутствующие инструменты, такие как разработка бизнес-плана, юридическая поддержка, поиск контрагентов.

Планируете ли вы увеличивать количество специальных, узкоспециализированных предложений? Таких, например, как программы для женщин-предпринимателей.

Мы действительно активно развиваем специальные проекты совместно с партнерами банка (ОПОРА России, РГСУ, Фонд развития моногородов) в сегменте социального и женского предпринимательства. Дополнительно к этому «Юниаструм Банк» запустил продукт «Бизнес в моногородах», который разработан совместно с Фондом развития моногородов и на сегодняшний момент не имеет аналогов на банковском рынке. Также имеется ряд так называемых «нишевых» продуктов банка, предназначенных для кредитования отдельных видов отраслей (ресторанный бизнеса, арендный бизнес, розничная торговля продуктами питания и автозапчастями, стоматология, аптеки, салоны красоты) по упрощенной схеме и короткими сроками рассмотрения заявки. Перечень «ниш» мы стараемся расширять, сейчас, к примеру, задумались о финансировании проектов в области внутреннего туризма.

Но, наверное, наше самое главное конкурентное преимущество – это особый подход к основному клиенту – к компаниям МСБ. Банк исторически уделяет особое внимание данному сегменту, и за долгие годы мы наработали одну из лучших экспертиз на рынке именно в этом направлении, как в РКО, так и в кредитовании. Для каждого клиента мы стараемся быть не просто банком, а в большей степени советником, партнером. Мы стараемся не просто продать ему банковский продукт, а подобрать оптимальный комплекс услуг, включая программы господдержки, необходимые для его бизнеса. И, я считаю, в первую очередь, поэтому у нас клиентов много, поэтому они идут к нам, а не ищут самые низкие ставки на рынке. Они готовы немного переплачивать за то, что у них есть надежный финансовый партнер, который не просто даст им кредит или откроет счет, а кто в принципе поможет с организацией успешного бизнеса.