Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Дмитрий Богданов: Турция российским санаториям вообще не конкурент
Материалы выпуска
Кубанский онколог Поляков стал Заслуженным работником здравоохранения РФ Пресс-релизы УК «Прованс»: Достичь успеха в отельном бизнесе Сочи позволит лишь опыт Рынок Из многих – единое: как курорты Красной поляны готовятся к объединению Решения Виктор Хрестин: Введение курортного сбора – необходимая мера Инструменты Дмитрий Богданов: Турция российским санаториям вообще не конкурент Рынок
Рынок Краснодарский край,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Дмитрий Богданов: Турция российским санаториям вообще не конкурент
Генеральный директор санатория «Знание» (Сочи) Дмитрий Богданов в интервью РБК Юг рассказал о том, как Сочи пережил наплыв туристов в летнем сезоне и почему открытие турецких курортов не навредит русским здравницам

Многие отельеры говорят, что турпоток в Сочи и в Краснодарский край в этом году вырос. Действительно ли это так? Справляются ли гостиницы и, в частности, ваш санаторий с наплывом приезжающих?

Да, поток туристов растет и очень большими темпами. Это объективный факт. Например, в июне-августе выходишь на улицы, и понимаешь, что на них, как в советские времена — не протолкнуться. В межсезонье на улицах гостей курорта, конечно, поменьше, но и в январе, феврале, марте отели и санатории курорта заполнены достаточно хорошо.

Сочи сильно прибавил в количестве туристов, впрочем, как и все российские курорты. В целом, работающие гостиницы справляются с таким ажиотажным наплывом. Здесь нужно понимать, что в сфере услуг идеальных ситуаций не бывает: даже в отеле «5 звезд» можно найти много неидеальностей… Но и плюсов тоже будет много.

Не совсем готова к такому турпотоку оказалась сфера коммунального хозяйства. К чести сочинских сотрудников этой сферы отмечу, что они выполнили несоизмеримо большие объемы работы и не допустили серьезных проблем. Но в целом эта индустрия оказалась не готова к таким нагрузкам – по некоторым внутригородским районам просто не успевали вывозить мусор. Это касается и медицины: на участках Адлер, Кудепста, Имеретинка всего 6 машин скорой помощи. И мэрия Сочи ни чем не может помочь, поскольку бюджет рассчитан на обслуживание местного населения.

Это проблема не сегодняшнего дня, в советское время она тоже была. Ее решали тогда командированными бригадами медиков из других регионов. А сейчас нужно еще и межбюджетные отношения выстраивать, что практически нереально сделать силами только сочинской городской администрации – нужны совместные действия на региональном и федеральном уровне.

Уже можно говорить о том, что Сочи окончательно стал круглогодичным курортом?

Почти 200 лет Сочи строился как лечебный курорт, не как пляжный, горнолыжный или фестивальный. А между тем, по путевкам с лечением за год Сочи принимает около 1 млн человек. В этом году, я думаю, что мы перейдем за 1 млн человек.

Мацестинские источники, строительство серии санаториев и «сталинских дворцов» решали не только вопросы по оздоровлению, но и политические, в самом прямом смысле этого слова. Когда крестьянин из далекой губернии приезжал сюда по путевке, в царство вечной зелени, парков, моря и гор, он понимал – такой возможности ему бы больше никто в царские времена не дал. Таким образом, он становился лояльнее к советской власти. И речь шла о десятках, о сотнях тысяч человек ежегодно!

Добавлю, что санаторное лечение не только устраняет имеющиеся проблемы со здоровьем, но и имеет серьезный профилактический эффект. А подобный подход всегда дешевле и для самого человека, и для государства, чем непосредственно лечение.

Миллион человек — неплохой показатель, учитывая, что турпоток по этому году в Сочи около 6 млн человек…

Во-первых, приезд в санаторий — это не на 2-3 дня на конференцию. Во-вторых, это высокотехнологичная услуга, которая требует присутствия врачей, непростого и порой очень дорогого медицинского оборудования. Турпоток по этому направлению равномерно распределяется по всему году. Это гораздо выгоднее для людей, для курорта и для отдельно взятых объектов размещения.

Надо отдать должное, что усилия ряда сторонников лечебного туризма не пропали даром: целый ряд отелей за последние два года открыли у себя лечебные заведения. Если раньше санатории закрывались и уходили с рынка, то в 2015-2016 гг. количество лечебных санаторно-курортных заведений начало расти.

Фешенебельный гранд-отель «Красная Поляна» (5 звезд) открыл у себя замечательное лечебное отделение и пригласил его возглавить Сергея Топорова, молодого, но очень перспективного специалиста. Там даже есть операционный блок. Еще пример – большой курорт «Горки Город». Все говорят, что он открывает казино, но никто – о том, что они открыли отделение санаторно-курортного лечения. «Бридж Резорт» – один из самых престижных отелей в сегменте 4 звезды – открыл очень хорошее лечебное отделение.

Наш санаторий «Знание» за последние 2 года вложил в развитие медцентра более $2 млн. Мы открыли в 2015 г. году 35 новых медицинских кабинетов, которых у нас раньше не было. Тот поток, который мы принимали ранее, увеличился в разы, при этом выросло качество медпомощи, а стоимость расходов на лечение отдельно взятого человека наоборот уменьшилась.

Ожидаете ли вы дальнейшего роста турпотока в санаторно-курортном туризме?

Президент РФ Владимир Путин этой весной дал поручение подготовить и провести Госсовет по санаторно-курортной сфере. В августе, на Алтае, Госсовет состоялся. Он стал первым мероприятием столь высокого уровня, посвященным именно санаторно-курортной сфере за всю историю новой России.

Как следствие – все губернаторы обратили внимание на вопросы развития санаториев. Татарстан сразу же активизировался, Башкортостан, Карелия… Про Крым, Алтай, КавМинВоды и наш Краснодарский край вообще не говорю – для нас это традиционно сфера внимательного отношения властей к индустрии лечебного туризма.

Уже есть разные предложения. Например, привлечь внимание муниципальных и региональных властей к развитию этой сферы и начать пропаганду санаторно-курортного лечения среди населения России. Далее необходимо ощутимо усилить информационную составляющую, как в прошлом году по теме внутреннего туризма. Прошел Госсовет по туризму — и все СМИ начали писать на эту тему.

В случае с российским туризмом часто предъявляются претензии к сервису. Насколько в целом отечественное санаторно-курортное лечение конкурентоспособно?

В этом плане мы – самые конкурентоспособные в мире. Сейчас купить путевку в хороший санаторий на курорте в октябре, когда еще тепло, можно за 9 800 руб. за неделю. Это цена, которая доступна подавляющему большинству граждан России. В сумму 1,4 тыс. руб. в день входит проживание, питание, лечение и культурная программа. В какой стране мира можно получить квалифицированные лечебные услуги по такой цене? Ни в какой!

Кроме того, развитие санаторно-курортной отрасли тянет за собой резкий всплеск бизнеса в самых разных сферах: производство медицинского оборудования, мебели, текстиля, индустрии лечебных грязей, агропромышленного комплекса (нужны качественные продукты питания, напитки и т.д.).

Как вы, кстати, относитесь к вводу курортного сбора?

Сбор планируют ввести, но непонятно, как же его будут собирать. То есть, сначала решили ввести, а потом начали думать о том, как технически это сделать. Сейчас туризм стал популярным, и я очень переживаю, что в разы увеличится количество нормативных актов со стороны госструктур — не продуманных, не достаточно взвешенных и проработанных. Вместо того, чтобы помочь развитию сферы, это приведет к большому количеству проблем.

Приведу живой пример. Наш санаторий ежедневно получает от 3 до 7 писем из разных органов госвласти. На них нужно отвечать. У меня только этим заняты два сотрудника: юрист и один из опытных менеджеров. Только затраты на них с учетом налогов мне обходятся в 1,5 млн руб. ежегодно. И эти избыточные траты вынуждены оплачивать мои гости. Я не могу эти деньги направить, скажем, на развитие компании, на обучение сотрудников. Если каждый отель направит 1,5 млн руб. на обучение сотрудников, от у нас сервис будет лучше, чем в отелях Турции.

Давайте вернемся непосредственно к санаторной отрасли. Власти Краснодарского края говорят о том, что нужно в регионе развивать бальнеологию и лечебные направления на курортах. Вам заметно какое-то стремление двигаться в этом направлении со стороны властей или пока это на уровне популизма?

На самом деле, правильное выступление губернатора – это очень серьезный инструмент, для того чтобы ситуация начала меняться. Но я не могу сказать, что сейчас у нашего губернатора есть хорошие эксперты и консультанты в санаторно-курортной сфере. Даже то положительное в этом направлении, что есть, на мой взгляд, в полной мере не отвечает запросам нынешних реалий.

Конечно, нужно не следовать вслед за теми переменами, которые происходят в обществе, а идти впереди этих перемен и формировать реальность. В масштабах края нет внятных целей по развитию санаторно-курортной отрасли, программ, инструментов реализации и нет людей, которым доверено эти задачи выполнить. Специалисты есть, но их никто не вовлекает в решение имеющихся задач.

Вы уже упомянули Турцию. Недавно туда вновь открыли чартерные рейсы, каким образом это скажется на турпотоке в грядущем сезоне?

В Краснодарский край приезжает 14 млн человек в год. Чтобы каждый гражданин России побывал хоть раз на Кубани нужно, по меньшей мере, десять с лишним лет. Если трезво смотреть на эту ситуацию, то рынок в стране настолько огромный, что 5 или 6 млн туристов, которые улетят в Турцию — это никаким образом негативно не скажется на туристической индустрии края. Вернее так – не скажется на работе отелей, где есть профессиональные управленцы. А там, где с управлением не очень, там может быть и провал…

Для настоящих профессионалов гостиничной и туристической сферы открытие курортов в Турции и Египте только на руку. Потому что мы перестаем получать нецелевого клиента. Он дороже в привлечении, потому что его не просто надо «затащить», а сделать так, чтобы он приехал на нужную дату и категорию номера, на нужный нам пакет услуг и по нужной цене. При этом надо понимать, что целевой клиент приводит мне еще пятерых, а нецелевой трех отпугивает.

Периодически звучит мнение, что в Краснодарском крае плохой сервис. Развивается ли это направление, заметны какие-то изменения?

Приведу пример. Если человек привык отдыхать в отелях «5 звезд» и приедет в «2 звезды», он не будет удовлетворен сервисом. С другой стороны, если клиента из двух звезд «занесет» в пять звезд, ему не понравится цена. Т.е вопрос сервиса — это всегда вопрос не соответствия ожидания и реальности. Чтобы избавиться от этих несоответствий необходимо грамотное информационное обеспечение. Когда клиент приходит туда, куда надо, он с удовольствием все пробует и оставляет денег.

Поэтому я обывателям рекомендую не самим разбираться через «букинги» и другие сайты, а находить у себя в городе туркомпанию, которая специализируется на продажах Черноморского побережья. Если сотрудники этой компании постоянно выезжают к нам на рекламные туры, если все время отправляют в Сочи много туристов, то у них точно будут необходимые знания и компетенции для подбора качественного тура… Это правило верно и для других направлений туризма.

И сочинские, и краевые власти часто говорят о так называемых теневых гостиницах. Насколько сейчас эта проблема актуальна? Есть ли какие-то методы ее решения?

Те, кто работают на этом рынке, работают в легальном поле. Но очень многие пользуются несовершенством законодательства и, конечно, минимизируют налоговые платежи. В результате большие объекты платят налоги по полной программе, а огромное количество мини-отелей — гораздо меньше. Но подчеркну, это не «черная» или «серая» зона, они работают совершенно в «белом» режиме.

Другое дело, что тщательно анализировать имеющееся законодательство и аккуратно вносить необходимые изменения – это очень непростая задача. И добиться прогресса здесь за пару месяцев нереально. Но в целом вся отрасль идет вперед хорошими темпами. Законодателям и органам государственной власти стоило бы работать в более тесном контакте с ведущими специалистами из индустрии.

Думаю, что выиграли бы от такого подхода все стороны и, в первую очередь, наши сограждане, для которых путешествия и лечение в России стало бы еще более доступным и комфортным.