Инструменты , Весь мир ,  
0 

Банкиры Кубани ожидают рост сегмента онлайн-банкинга в регионе

Фото:  Олег Харсеев/Коммерсантъ
Фото: Олег Харсеев/Коммерсантъ
Крупнейшие банки позитивно оценивают перспективы развития онлайн-банкинга на Кубани. С ростом скорости интернета и распространением гаджетов банкиры рассчитывают в следующие 5 лет удвоить показатели сегмента

На прошедшем 8 ноября круглом столе «Перспективы развития онлайн-банкинга в Краснодарском крае» представители банков обсудили вопросы развития электронного бизнеса в регионе.

В дискуссии принимали участие:

  • руководитель отдела электронного бизнеса Райффайзенбанка Наталия Масарская;
  • начальник отдела центра управления сетью устройств самообслуживания ПАО «Сбербанк» Евгений Краснощек и начальник отдела платежных сервисов ПАО «Сбербанк» Александр Виноградов;
  • пресс-секретарь по ЮФО и СКФО ВТБ24 Алексей Рыщук и начальник отдела продаж и обслуживания Краснодарского филиала ВТБ24 Виталий Притчин;
  • руководитель департамента розничного бизнеса банка «Кубань Кредит» Александр Пышной и начальник отдела анализа и развития бизнес-процессов банка «Кубань Кредит» Сергей Шельменков.

Представители банков отмечают, что число активных пользователей онлайн-банкинга (смс и интернет сегментов) в Краснодарском крае постоянно растет. Так, по данным Райффайзенбанка, Краснодар за год показал прирост активных пользователей онлайн-услугами банка на 6,5%. Проникновение активных пользователей в Райффайзенбанке — 32%, самое высокое на рынке.

«Клиенты все больше уходят в «онлайн». Это удобно и для клиента, и для банка. Мы видим, что сейчас в офисы ходят на 8,5% меньше людей, чем годом ранее. В целом клиенты меньше пользуются даже банкоматами», — рассказала Наталия Масарская.

Похожий тренд наблюдает и ВТБ24: в начале года на Кубани онлайн-банкингом пользовались 132 тыс. человек, но за 9 месяцев текущего года этот показатель вырос в 1,5 раза.

При этом, по словам Евгения Краснощека из Сбербанка, жители региона одинаково часто используют и смс-сервисы и онлайн-услуги (включая приложения). «Из 2 млн держателей карт в регионе, почти 1 млн человек — это пользователи смс-банка. Мы думали, что смс- и интернет-банк будут конкурировать с друг другом, но нет. Люди пользуется и тем и тем», — отметил Краснощек. Его коллега Александр Виноградов отметил также плавный переход клиентов из веб-интерфейса в мобильное приложение.

По мнению представителей отрасли, на онлайн-банкинге не отразился даже экономический кризис, начавшийся в 2014г.: развитие интернета (в т.ч. мобильного) и увеличение числа гаджетов у населения ведет к бурному развитию электронных услуг. По мнению Наталии Масарской, даст толчок к развитию онлайн-банкинга еще и внедряемая к 2017г. ЦБ система удаленной идентификации клиентов. Это позволит людям избежать даже первичного посещения офиса для полноценной работы с тем или иным банком.

Не отстают от федеральных банков и местные игроки. Александр Пышной подтвердил данные коллег, заявив, что «Кубань Кредит» наблюдает рост интереса населения к банковским услугам в Сети. Однако, чтобы региональные банки могли конкурировать с федеральными игроками, им приходится искать индивидуальный подход к клиентам и предлагать уникальный сервис, отмечает Пышной. Так, банк «Кубань Кредит» пошел по пути предоставления населению удобных сервисов оплаты коммунальных и прочих платежей.

«Мы заключили более 2 тыс. договоров с ТСЖ и организациями, которые принимают платежи от населения. Им удобно работать с нами, а не с крупными банками, так как им не надо для этого создавать центр обработки платежей — мы предлагаем им свои разработки», — заявил Пышной.

Однако, по мнению Наталии Масарской, вскоре конкуренция в этой и других сферах станет более насыщенной, благодаря развитию онлайн-технологий и началу работы системы ГИС ЖКХ (географическая информационно-справочная система жилищно-коммунального хозяйства с данными по Управляющим компаниям и ТСЖ России).

«Мы все ждем полноценный запуск ГИС ЖКХ, так как сейчас нам действительно сложно конкурировать с региональными банками в плане удобства оплаты услуг. У региональных банков часто представлены все провайдеры для конкретного города. Но внедрение ГИС ЖКХ поставит банки в равные условия. Можно будет подключиться к системе и получить всех провайдеров по всей стране. Это нас очень радует», — отметила Масарская.

Все участники круглого стола отмечают, что онлайн-банкинг остается самой перспективной сферой для отрасли. По словам Натальи Масарской, Россия опережает по развитию банковских онлайн-технологий страны Евросоюза.

«Технологии позволяют даже больше, чем мы можем в настоящее время воплотить. Уже сейчас в сегменте digital наши банки обогнали Европу на 3 года. Если говорить о Райффайзенбанке, то коллеги из западных стран приезжают к нам, чтобы учиться и перенимать. На нашем уровне развития находится Америка, а опережает нас только Азия», — рассказала она.

По мнению банкиров, в будущем банки не остановятся и, скорее всего, возьмут на себя разнообразные функции, не относящиеся к традиционно банковским услугам: например, онлайн-бухгалтерию, оформление налоговых деклараций и многое другое.

Что касается обеспечения безопасности отрасли, то все представители банков были единодушны — главной причина взломов и потерь денег становятся невнимательность и пренебрежение элементарными правилами безопасности самими клиентами. Так, часто люди попадаются на приемы социальной инженерии и сообщают смс-пароли, пин-коды и прочую конфиденциальную информацию мошенникам.

По словам Наталии Масарской, высокотехнологичные способы мошенничества не используются против обычных клиентов — физических лиц. В сферу внимания мошенников попадают только сверх-крупные клиенты, зачастую корпоративные. «Обычные люди, к их счастью, почти не интересуют киберзлоумышленников. И наши клиенты начинают это понимать. Если ранее до 20% из них опасались онлайн-банкинга, то теперь таких людей лишь 5-8%», — отметила Масарская. Он добавила, что Райффайзенбанк в режиме нон-стоп совершенствует свои системы защиты и даже работает на опережение, изучая, как новые технологии могут в будущем использовать злоумышленники.

Евгений Краснощек в свою очередь добавил, что если клиент теряет средства не в связи с каким-то своими неправильными действиями, а из-за высокотехнологичной атаки мошенников, то любой уважающий себя банк, для которого важна репутация, такие потери возместит.