Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Много - не мало: что ждет экспортный рынок подсолнечного масла на Кубани
Материалы выпуска
Противоречивые рекорды: как российскому АПК не проиграть большому урожаю Рынок Коробка: «АПК Кубани должен расширять свое присутствие на мировом рынке» Рынок Много - не мало: что ждет экспортный рынок подсолнечного масла на Кубани Экспертиза
Экспертиза Краснодарский край,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Много - не мало: что ждет экспортный рынок подсолнечного масла на Кубани
В России растет экспорт подсолнечного масла, однако это не всегда положительно сказывается на рынке. Эксперты ждут в новом сезоне новых трудностей, однако Краснодарского края они коснутся в меньшей степени

Подсолнечное масло - одна из крупнейших экспортных категорий российского агропромышленного комплекса. По данным Министерства сельского хозяйства РФ, в 2016 году объем экспорта подсолнечного масла составил 8,4%. По этому показателю оно уступает только пшенице (24,7% АПК) и рыбе (11,5%).

Как рассказал РБК Юг исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев, внутреннее производство подсолнечного масла последние пять лет демонстрирует положительную динамику. Если в 2013 году объем производства составлял 3,3 млн тонн, то в 2016 году он достиг более 4,1 млн тонн.

Согласно прогнозам, завершить текущий год удастся с показателем в 4,5 млн тонн. Кроме того, при полной загрузке перерабатывающих мощностей отрасль может производить около 8 млн тонн, отметил Мальцев.

Краснодарский край является одним из лидеров по производству, переработке и экспорту подсолнечного масла. В российском Масложировом союзе отмечают, что по объему переработки масличных он занимает второе место, уступая только Ростовской области. Ежегодно на маслоэкстракционных заводах Кубани перерабатывается около 3 млн тонн семян.

По информации Краснодарстата, на 1 ноября 2017 года валовый сбор подсолнечника оказался на 1,8% ниже прошлогодних показателей, составив 1,06 млн тонн. При этом на 1,7% возросла урожайность - до 26 ц/га.

Курс на экспорт

Главная тенденция на рынке подсолнечного масла в нынешнем сезоне - существенное увеличение экспортной части. По данным информационно-аналитического агентства «АПК Информ», объем вывоза на 41% превысил показатель аналогичного периода предыдущего сельхозгода.

Ранее на внутреннем рынке оставалось 2,2-2,4 млн тонн, а на экспорт уходило 1,4-1,8 млн тонн. Однако в сезоне 2016-2017 пропорции поменялись: объем экспорта достиг 2,2-2,4 млн тонн, добавляют в Масложировом союзе РФ. Ключевыми потребителями российского масла являются Турция, Египет, Индия, Азербайджан и Иран.

Отдельное место на экспортном рынке занимает Китай, который по сведениям РБК, стал крупнейшим импортером российских продуктов. В общей сложности Россия поставила Китаю продовольствия на 1,55 млрд долларов. Только за подсолнечное масло Китай заплатил 107 млн долларов.

Поскольку существенная доля данной продукции уходит на южные направления, важнейшие позиции в обеспечении логистики занимают портовые мощности Краснодарского края и Ростовской области. Так, порты Тамань, Новороссийск, Ейск и Кавказ обеспечивают около 53% от всего экспортируемого объема масла подсолнечника.

Увеличение объемов вывоза подтверждают и производители. В частности, на маслозаводе «Кронос» (Кропоткин, Краснодарский край) РБК Юг рассказали, что предприятие оправляет на экспорт 99,9% собственной продукции.

В группе компаний «Эфко» рассказали, что за 9 месяцев объем производства подсолнечного масла вырос в 1,4 раза с 96 тыс. тонн до 134,7 тыс. тонн, объем экспорта подсолнечного масла наливом через порты Краснодарского края вырос в 1,8 раз, до 227 тыс. тонн.

«Удалось не только нарастить объемы, но и существенно расширить географию экспорта. Если в прошлом году мы отправляли масло в Турцию, Египет, Саудовскую Аравию, Судан, Иран и Ливан, то в этом году к ним добавились Азербайджан, Таджикистан, Оман, Армения, Тунис. В начале года Группа первой из отечественных компаний вышла на рынок Индии и сейчас делаем пилотную поставку масла в Китай», - сообщил РБК Юг директор дивизиона по развитию экспортного потенциала компании Алексей Гаврилов.

Проблемы - в количестве

Рост экспорта может в обозримом будущем может спровоцировать ряд проблем на рынке производства подсолнечного масла. В первую очередь, это связано с низкими темпами уборки урожая в 2017 году. По данным Минсельхоза России на 23 ноября, подсолнечник на зерно обмолочен с площади 5,9 млн га (в 2016г. - 6,8 млн га). При этом намолочено 9 млн тонн (в 2016г. - 10,8 млн тонн) при урожайности 15,3 ц/га (в 2016г. - 15,8 ц/га).

Таким образом, не обмолоченными в настоящее время остаются 25% уборочной площади. В аналитическом центре «Совэкон» отмечают, что это самый высокий показатель для современной России. В прошлом году не обмолоченных площадей в этот период оставалось лишь 10%, в 2015г. - 5%, в 2014г. - 9%, в 2013г. - 19%, в 201 г. - 12%.

В «Совэконе» напоминают, что уборку во многом подвела плохая погода. Из-за этого в наступающий зимний период предстоит убрать почти 2 млн га подсолнечника, что приведет к потерям урожая и снижению качества продукции.

«На текущий момент есть основания предполагать, что подсолнечника в целом по стране в этом сельскохозяйственном году действительно соберут меньше, чем ранее. Это может означать, что в перспективе шести месяцев цены на подсолнечное масло в стране вырастут на 5-8%», - прогнозирует старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова.

Впрочем, южные регионы эта проблема вряд ли коснется. В Ростовской области и в Краснодарском крае ситуация с подсолнечником значительно лучше, чем в целом по стране, так как здесь пока не было серьезных погодных аномалий. Поэтому при больших сборах вырастает и производство, добавляет Бодрова.

Производители также уверены, что о нехватке подсолнечного масла говорить вряд ли стоит, так как в стране наблюдается высокий уровень его перепроизводства.

«Перепроизводство просто огромное. Заводов в России построили очень много - никогда такого не было. Думаю, будет даже сокращение рынка, потому что даже у нас в городе я знаю два предприятия, которые просто стоят. В свое время они очень сильно нарастили объемы производства, а в итоге продукция осталась невостребованной. Сейчас огромная конкуренция на рынке закупки и огромная конкуренция на рынке продажи. Все это заканчивается тем, что кто-то вынужден закрываться», - говорит представитель завода «Кронос».

Эксперты рынка озвучивают еще ряд проблем отрасли. По мнению Михаила Мальцева из Масложирового союза России, отрасль особенно остро нуждается в таможенно-тарифном регулировании, а именно в повышении пошлины на экспорт сырья подсолнечника.

«В последнем сезоне мы вынуждены фиксировать тотальный вывоз семечки за рубеж в связи со снижением пошлины на семена подсолнечника. За последний сезон его объем составил больше 320 тыс. тонн. По сравнению со средним показателем за последние три сезона экспорт семян подсолнечника вырос почти в четыре раза. При этом только в мае 2017 года из страны было вывезено около 80 тыс. тонн, что сопоставимо со всем годовым объемом предыдущих лет», - отмечает он.

Эту же инициативу поддерживает Алексей Гаврилов из ГК «Эфко». Он напомнил, что к пропорциональному росту внутренних цен на семена подсолнечника и росту его экспорта привела необходимость снижения пошлин на вывоз «семечки» в рамках участия России в ВТО - тогда они были снижены с 20 до 6,5%.

«В результате вместо масла в Турцию поехали семена подсолнечника - экспорт увеличился в пять раз. В сентябре – октябре экспорт немного снизился, но эта ситуация скорее носит кратковременный характер. По нашей оценке он уже в ближайшие месяцы вернется к динамике конца сезона 2016-2017 годов. Поэтому нашей стране имеет смысл заблаговременно продумать введение защитных мер по экспорту семян подсолнечника. Понимание значимости ситуации со стороны государства есть», - прокомментировал он.

По словам Михаила Мальцева, Масложировой союз России уже предложил повысить пошлины с 6,5 до 16,5%, однако пока этот план находится на рассмотрении.

«Мы уверены, что при наличии стабильно растущего спроса на масло и шрот за рубежом и имеющихся свободных мощностей переработки логичнее выстраивать стратегию развития рынков верхнего и среднего переделов. Тем более, что страны, закупающие российскую семечку, одновременно являются и ключевыми потребителями российского подсолнечного масла», - говорит эксперт.