Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Эволюция электрокаров в России: от Ипполита Романова до «Романов Моторс»
Материалы выпуска
Откуда растут ноги электрических колес в Сочи Решения Елена Давыдова: «Темпы продаж электромобилей в России неизменно растут» Рынок Эволюция электрокаров в России: от Ипполита Романова до «Романов Моторс» Рынок
Рынок Краснодарский край,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Эволюция электрокаров в России: от Ипполита Романова до «Романов Моторс»
История изобретения и эволюции элетромобиля в России и мире

Интеграция электромобилей и другого вида электротранспорта в мировой и российский автопром с каждым годом набирает все большие темпы. Если еще в недавнем прошлом электромобили в городской среде в стране исчислялись десятками, а сейчас их количество в крупных городах доходит до нескольких сотен. Электромобили есть в модельном ряде практически всех крупнейших мировых автопроизводителей.

Электротранспорт – сравнительно новый и малоопробованный вид личного и общественного транспорта. При этом мало кто знает, что первые электромобили, усовершенствованные аналоги которых мы видим сейчас, в России появились еще в конце ХIХ века.

Изобретателем первого электромобиля в стране стал инженер и предприниматель, уроженец Тбилиси Ипполит Романов.

Еще в 1889 году Романов в возрасте 35 лет принес свои чертежи известному в то время предпринимателю Петру Фрезе, имя которого ассоциируется с созданием первого российского автомобиля. На них было отражено устройство электрического кэба. Фрезе заинтересовался проектом Романова, и вскоре на его фабрике были собраны два прототипа. Первый можно назвать копией классического английского кэба, водитель которого находился сзади над пассажирским салоном. На свое место он поднимался по двухступенчатой лестнице.

Второй был конструктивно был очень похож, но имел одну особенность – салон закрытого типа с отоплением.

В движение автомобили приводились оригинальными электромоторами, сконструированными Романовым. Вместе с аккумулятором они располагались позади пассажирского салона и с помощью цепной передачи вращали передние колеса. Для безопасного передвижения в темное время суток были предусмотрены специальные фары-фонари. Авто имело 9 скоростей и могло разгоняться до 35 верст в час. Замедление хода обеспечивалось механическим тормозом или рекуперативной системой. Она направляла энергию, появлявшуюся в процессе торможения, обратно в батарею, благодаря чему возрастал пробег без подзарядки.

После создания двухместных кэбов Романов занялся разработкой более вместительных автомобилей, рассчитанных на перевозку четырех человек, а в дальнейшем перешел к созданию одного из видов городского общественного транспорта – электрического омнибуса.

Омнибус – многоместная повозка на конной тяге, вид городского общественного транспорта, характерный для второй половины XIX века. По сути, омнибус являлся первым в России электрическим автобусом.

Свою задумку Ипполит Романов смог осуществить в 1899 году, когда был построен электрический омнибус, рассчитанный на 15 человек. Основу конструкции машины составлял остекленный кузов с двумя площадками. В передней располагались приборы управления и находился водитель, задняя предназначалась для кондуктора. Посадка пассажиров производилась через двери задней площадки. Внутри салона для них были предусмотрены скамейки, размещенные вдоль боковых стен.

В движение большую машину приводили 44 батареи, размещенные по восьми ящикам, которые находились в задней половине кузова. Ее автономный ресурс составлял 64 версты (около 68 км), что было очень неплохо для своего времени. Омнибус снаряженной массой 1,6 тонны комплектовался двумя двигателями совокупной мощностью 12 л.с. Они позволяли разогнаться до 11 км/ч и двигаться задним ходом.

Испытания опытного образца омнибуса в Петербурге происходили зимой 1901 года при участии представителей городской управы. Итогом тест-драйвов стали положительные отклики со стороны чиновников. Городская управа дала разрешение на запуск движения экипажей на регулярной основе, но наотрез отказались финансировать дальнейшую разработку проекта.

Подобный поворот событий не смутил Романова, и он задумался о создании акционерного общества, которое позволило бы эксплуатировать до 80 единиц электрических омнибусов. Но финансовые и организационные проблемы помешали внедрить тогда пассажирские маршруты электробусами отечественного производства. Главным препятствием внедрения вновь стала городская дума, которая одобрила проект, но обложила его столь суровыми финансовыми условиями, что он стал непосильным для энтузиаста-изобретателя. Не найдя поддержки со стороны властей, Ипполит Романов эмигровал из страны. Последние годы своей жизни российский изобретатель провел в Нью-Йорке.

После революции процесс усовершенствования или массового производства элетромобилей в нашей стране остановился. Первый советский электромобиль был построен в 1935 году на базе автомобиля ГАЗ-А.

В наше время одной из крупнейших компаний, производящих и реализующих электромобили и электрооборудование в России, является Группа компаний «Романов Моторс», названная в честь знаменитого российского инженера и изобретателя Ипполита Владимировича Романова.

«Идея создания Торгового дома «Романов Моторс» заключается в первую очередь в поддержке и продвижении отечественного электротранспорта. Чтобы талантливые люди не тратили свое время и энергию на пробивании административных барьеров или поиски инвестиций, а могли сконцентрироваться на производстве и внедрении своей техники. Личность Ипполита Романова по своему масштабу сравнима с таким великим изобретателем как Никола Тесла, так почему бы нам не помечтать, что на Руси вновь появятся электромобили, опережающие свое время под брендом «Романов Моторс», – рассказала генеральный директор ООО «ТД Романов Моторс» Елена Давыдова.

ООО «Торговый дом “Романов Моторс”», являющийся флагманом ГК, сотрудничает с крупнейшими автомобильными концернами – Nissan, Renault и Tesla, а также реализует электромобили из линейки BMW – модели i3 и i8.

В ближайших перспективах «Романов Моторс» – подписание контрактов с компаниями Mercedes-Benz Россия и Mitsubishi Motors. На сегодняшний день в каталоге компании более тысячи наименований различной техники, около 400 из которых – электромобили, электрокары и другие единицы электротранспорта от различных производителей.

«Романов Моторс» имеет собственное производство, расположенное в подмосковном Дмитрове, а также дилерские центры в Санкт-Петербурге, Сочи и Иркутске и собственные техцентры в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи. Электрокары и электромобили компания выпускает под маркой «Конкордия».

Электромобили в России – это, прежде всего, выбор людей, заботящихся об экологии. Выбор в пользу электрокаров и элетротранспорта становится все чаще делается при использования его в местах отдыха – в городских парковых территориях или гостиничных комплексах.

ООО «ТД Романов Моторс» имеет огромный опыт работы с крупнейшими парками страны. В качестве партнеров услугами компании и ее продукцией пользуются: ВДНХ, «Олимпийский парк Сочи», парк «Зарядье», парк «Патриот», музей-заповедник «Царицыно» и другие. «Романов Моторс» сотрудничает с крупными гостиничными комплексами – отелем Radisson, резиденцией «Крымский бриз», отель «Царь Град» и др. Также в число клиентов компании водят РЖД, концерн «Калашников», «Транснефть» и завод имени Дегтярева.