Виктория Емельянович: «На Кубани создаются вина высочайшего качества»
Материалы выпуска
Достойная смена: как PepsiCo инвестирует в будущее сельского хозяйства Новости партнеров «Сингента» поднимает обработку семян на новый уровень Новости партнеров Виктория Емельянович: «На Кубани создаются вина высочайшего качества» Рынок Хачатур Гюлезян: «Ребрендинг – это смена отношения к потребителю» Рынок Компания Sojam готова предложить эффективные решения для защиты зерна Инновации Противоречивые рекорды: как российскому АПК не проиграть большому урожаю Рынок Коробка: «АПК Кубани должен расширять свое присутствие на мировом рынке» Рынок Много - не мало: что ждет экспортный рынок подсолнечного масла на Кубани Экспертиза
Рынок Краснодарский край,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Виктория Емельянович: «На Кубани создаются вина высочайшего качества»
Генеральный директор ООО «Кубань-Вино» Виктория Емельянович рассказала РБК Краснодар о стратегии развития предприятия на период 2018-2020 гг. и перспективах кубанских вин защищенного географического указания

- Виктория, кубанские виноделы начали производство вин защищенного географического указания и защищенного наименования места происхождения. По вашему мнению, как это повлияет на рынок и имидж кубанских вин?

- Получение лицензии на производство вин с «географией» стало одним из важнейших шагов для российского виноделия в целом и для «Кубань-Вино» в частности. Наличие лицензии подтверждает, что продукция нашей компании производится из винограда, произрастающего в винодельческом регионе «Кубань».

Наша цель - сделать российское вино мировым культурным брендом. Для достижения этого результата виноделы Кубани проделали огромную работу, что доказывают многочисленные награды российских и международных конкурсов. Теперь качество наших вин подтверждается и лицензиями на государственном уровне. Для потребителя это гарантия высокого качества продукции, доказательство, что вино произведено с соблюдением всей технологии и отражает почвенно-климатические особенности региона, проявляющиеся в органолептических свойствах того или иного напитка.

Проще говоря, отличить вина из импортного материала от российских вин можно будет с одного взгляда на этикетку. Кроме того, когда вино имеет «родословную», российские ценители и знатоки этого напитка смогут со знанием дела обсудить различия между винами Кубани и долины Дона, например, - а значит, узнать и проникнуться тем, что в винном мире называют емким словом «терруар». По большому счету, с этого начинается именно российское вино как продукт с тысячелетней историей, который заслуживает серьезного отношения.

Всего в списке тихих и игристых вин с защищенным географическим указанием «Кубань-Вино» (ЗГУ «Кубань» и «Кубань. Таманский полуостров») 64 наименования под марками «Aristov», «Шато Тамань», «Шато Тамань Селект» и «Шато Тамань Гранд Селект», «Ангелы и Демоны», «1956», «Высокий Берег».

С 29 мая к существующим географическим объектам, в пределах которых можно производить вино с защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП), добавили зону «Южный берег Тамани». Инициатором создания новой географической зоны выступила наша винодельня, мы провели большую работу над выделением зоны с отдельным терруаром.

- По вашим оценкам, какую долю рынка вина ЗГУ и ЗНМП могут занять в Краснодарском крае? Какая доля вина производится на Кубани из местного винограда?

- Сейчас на Кубани большая часть вина производится именно из местного винограда. Если точнее, то это около 65%-70%. В России же этот показатель прямо противоположный - всего около третьей части от всего объема выпускаемой винодельческой продукции. Если говорить о доли рынка вин с ЗГУ и ЗНМП, то она пока небольшая: всего порядка 2% (по данным за 2017 год). Это только начало пути, но уже есть тенденции к тому, что данный показатель в ближайшем будущем значительно увеличится.

- С какими проблемами приходится сталкиваться при производстве качественного вина «с геолокацией»? Что мешает развиваться местным винам?

- Определенные сложности, конечно, есть. Они связаны, прежде всего, с дополнительными отчетностями: приходится делать паспортизацию виноградников, декларировать объемы урожая. Но сама возможность производить вина с «геолокацией» - огромный шаг в развитии российского виноделия. Наши потребители от этого только выиграют, поэтому все эти трудности являются для нас не столь существенными.

Сама же поддержка подобных инициатив со стороны государства - это огромный толчок в развитии виноделия и виноградарства нашей страны. Можно сказать, что эти шаги помогли России стать в один ряд с крупнейшими странами-производителями вина. Ведь качество российских вин и гарантия их российского происхождения теперь подтверждается лицензиями на государственном уровне.

- Как вы считаете, насыщен ли российский рынок? Есть ли вину куда расти? За счет чего может увеличиваться его доля в структуре продаж алкогольных напитков? И как обстоит дело с конкуренцией с зарубежными марками?

- Имидж российского вина меняется: новые марки - это не просто новые бренды старых заводов. Сегодня их выпускают абсолютно новые предприятия, а точнее, винодельни, имеющие собственные виноградники и лучших специалистов. Технологии создания наших новых российских вин ставят их в один ряд с европейскими винами и винами Нового Света.

Мы растем и развиваемся в тандеме с ретейлом. Создание ассортимента, который расширяет знания о вине и опыт потребителя, мотивирует к экспериментам и повышает общий уровень винной культуры человека - одна из основных наших общих задач. Наша винодельня заинтересована в том, чтобы создавать интересные, разнообразные и качественные вина, с которыми покупатели будут познавать азы винной культуры, следить за развитием вкуса и аромата классических вин и сортов, пробовать продукцию из новых и непривычных для России сортов или изготовленную новыми методами на новом оборудовании.

И хотя рынок пока недостаточно насыщен, уже сейчас создаются вина высочайшего качества. В первую очередь, это реализуется в самом подходе к производству: на нашей винодельне это современный, технологичный и даже наукоемкий процесс. Новейшее европейское оборудование, лучшие специалисты, прошедшие обучение и стажировку в Европе, отточенные до совершенства технологии каждого звена производственной цепочки - все это позволяет создавать достойные, высококачественные вина, которые по достоинству оценены профессионалами не только в России, но и за рубежом.

Сегодня мы представляем четыре основные торговые марки: «Шато Тамань» (Chateau Tamagne), Aristov, «Кубань-Вино» и «Высокий берег». Это вина, заслужившие не только доверие потребителей, но и высокие оценки экспертов. На 2018 год в нашей копилке более чем 500 медалей и наград на российских и международных конкурсах.

- Меняется ли потребитель? Кто пьет вино? И какой вид продукции развивается активнее - премиум или масс-маркет?

- Можно с уверенностью говорить: потребитель меняется. Если еще несколько лет назад ценители вина выбирали зарубежные марки, то сегодня все большее число покупателей отдают предпочтение отечественной продукции. Даже солидные люди приезжают в магазины намеренно для приобретения российских вин. Более того, уже и ценой бутылки российского вина в 2-3 тысячи рублей сложно удивить искушенного потребителя.

Активнее развивается сейчас именно премиальный сегмент. Об этом свидетельствуют и показатели продаж за 2017 год: основной рост продемонстрировал именно сегмент премиальных вин. Потребители выделяют наши вина суперпремиальных и премиальных сегментов. Это подтверждается и цифрами: если в 2016 году было продано 15,7 млн единиц сегмента «премиум», то в 2017 – уже 17,7 млн. Прирост в абсолютных цифрах по этому сегменту составил 11%.

- Какие планы у компании «Кубань-Вино» на ближайшее будущее?

- Пожалуй, правильнее будет это назвать задачами, и они у нашей компании амбициозные. В конце апреля исполнился год со дня запуска нашего питомника виноградных саженцев, крупнейшего и уникального в масштабах не только России, но и Европы.

Высокотехнологичный питомник Агрофирмы «Южная» работает по самой передовой технологии открытой стратификации (на воде), которая практикуется единичными хозяйствами в Европе. Питомник - это еще и научно-производственная база для исследовательских институтов и профильных образовательных площадок. Мощность комплекса на данный момент составляет 4 млн саженцев в год, в наших ближайших планах довести этот показатель до 6 млн. Посадочный материал будет использован, как для собственных нужд холдинга, так и реализован на территории РФ и за ее пределами.

Среди важнейших задач в работе питомника - устранение дефицита черенков подвоя (до 2021 года), освоение технологии вегетирующих саженцев, развитие сортов местного происхождения, внесение рекомендаций к изменению нормативно-правовое регулирование в сфере питомниководства. В течении пяти лет мы намерены реализовать программу по выращиванию саженцев по технологии in-vitro и in-vivo (саженец в пробирке), то есть создать абсолютно чистую виноградную культуру без вирусов и бактерий.

В ближайшие три года мы будем высаживать саженцы на более чем 3 тыс. га будущих виноградников с планируемой урожайностью 10 т/га. Планируемые инвестиции в посадку и омоложение виноградников в течение ближайших трех лет составят 1,54 млрд рублей. Кроме того, более 200 млн рублей будет направлено на обновление техники. В марте нами были заключены договоренности с французской компанией Grégoire о приобретении виноградоуборочных комбайнов с инновационными системами очистки.

Также мы построили цех по изготовлению черно-металлической шпалерной стойки производительностью до 2 млн штук в год, а уже в июле 2018 года будет запущен второй цех по производству оцинкованной шпалерной стойки производительностью до 1 млн штук в год. Этот цех позволит нарастить в Агрофирме «Южной» долю насаждений с вертикально-направленным приростом к 2025 году до 3,5 тыс. га. Эти насаждений будут сформированы и ориентированы на получения максимально качественного винограда для линеек премиум и супер-премиум.

Значимые изменения ожидают и наши винодельни. Еще до наступления сезона сбора урожая 2018 года на винодельне в Тамани пройдет масштабная модернизация дробильно-прессового отделения, отделения флотации, увеличение мощностей по брожению красных и белых вин. Также мы планируем модернизировать линии розлива игристых вин на винодельне в Темрюке, после чего производственные мощности будут существенно увеличены.

Конечно, важно упомянуть наш ключевой проект ближайших лет - это строительство новой винодельни и центра энологии и туризма в Анапском районе. Комплекс, беспрецедентный по масштабам и функционалу, должен стать новым культурно-туристическим центром на карте всего региона. К 2020 году мы планируем ввести завод в эксплуатацию, его оборудование позволит нам увеличить суммарные мощности компании почти в полтора раза.

На предприятии будут выполняться работы по переработке винограда, шампанизации, розливу, упаковке, хранению и реализации. На территории комплекса планируется разместить бочковой погреб для хранения и выдержки элитных вин; зал для выдержки шампанского, выработанного по классической технологии шампанизации в бутылке.

Нельзя забывать и про развитие нашего туристического направления: с мая мы представили обновленную программу винных маршрутов и экскурсий по нашим виноградникам и на наши винодельни на Таманском полуострове и в Анапском районе. Мы ожидаем летом 2018 года значительный приток туристов в связи с проходящим в России Чемпионатом мира по футболу, в том числе и иностранных.

- Собирается ли компания расширять площадь виноградников в регионе в дальнейшем? Какую площадь вы планируете раскорчевать/заложить в 2018 году?

- Агрофирма «Южная», входящая в нашу винную группу «Ариант», - крупнейший производитель винограда в России. В ведении предприятия сейчас находится более 12 тысяч гектаров земли на Таманском полуострове и под Анапой. Из них 10 727 га занимают виноградопригодные земли, а площадь плодоносящих виноградников составляет 8 514 тысяч гектаров.

В 2018 году мы планируем заложить около 1000 га новых виноградников, из них не менее 400 га – «элитных» виноградников с вертикальным приростом, ягоды с которых будут использованы в создании вин премиального класса. К концу 2019 года площадь виноградников увеличится до 11 тысяч гектаров. Под раскорчевку в этом году планируется 568 гектаров.

- Какой объем выпуска продукции компания прогнозирует на 2018 год? Собираетесь ли вы увеличить долю рынка? От какого и до какого показателя?

- Мы планируем и дальше быстро реагировать на изменение вкусов и интересов потребителей и стремиться, чтобы наши вина соответствовали их требованиям. Главная задача - это, конечно, рост и укрепление позиций на рынке. Основные планы по увеличению этих объемов сейчас связаны модернизацией наших виноделен. Уже в текущем году «Кубань-Вино» планирует выпустить 60 млн бутылок вина, а планы по Винной группе компаний «Ариант» в целом - 100 млн бутылок.

- Как выросли ваши экспортные поставки в 2017 году и куда вы планируете отправлять вино в 2018 году? Какие мировые рынки наиболее перспективны с вашей точки зрения?

- Сегодня мы экспортируем продукцию в Германию, Китай, Японию, Казахстан, Испанию. В будущем рассматриваем работу с азиатским и европейским направлениями. Экспортное направление мы открыли в 2015 году, динамика экспорта положительная.

Учитывая наши обширные планы, мы думаем о расширении географии поставок: для нас это вопрос как экономики, так и имиджа компании не только на территории России, но и за ее пределами.

Немаловажную роль в данной работе для нас играет задача по формированию бренда российского вина у иностранных потребителей. Продвигая свою продукцию на международный рынок мы, таким образом, положительно влияем и на позитивный имидж страны за рубежом в целом.