Максим Смоленцев: «Закрытие Азов-Сити грозит социальным взрывом»
Материалы выпуска
«Роза Хутор» развивает экологические проекты Пресс-релизы Более 5000 зрителей собрал Live Fest Summer на курорте «Роза Хутор» Пресс-релизы Максим Смоленцев: «Закрытие Азов-Сити грозит социальным взрывом» Рынок Курорт «Роза Хутор» принял новые стандарты гостеприимного сервиса Пресс-релизы Курорт «Роза Хутор» 11 августа примет музыкальный фестиваль LiveFest Пресс-релизы
Рынок Краснодарский край,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Максим Смоленцев: «Закрытие Азов-Сити грозит социальным взрывом»
Учредитель ЗАО «Шамбала» Максим Смоленцев, одного из резидентов «Азов-Сити», рассказал об итогах девятилетней работы игорной зоны в Краснодарском крае и возможных перспективах сохранения территории
Фото: yuga.ru

- До закрытия игорной зоны в Щербинском районе Краснодарского края осталось менее пяти месяцев. Как сейчас живет и работает «Азов-Сити»?

- Мы продолжаем работу в полном объеме, деятельность резидентов не прерывалась.

- Что делали резиденты «Азов-Сити», чтобы избежать закрытия игорной зоны? Куда были направлены обращения, какие ответы вы получили?

- На рассмотрении в Законодательном собрании Кубани находится запрос депутатов Совета Щербиновского района. Они внесли законопроект, предлагающий продлить работу игорной зоны до 2039 года. ЗСК рассмотрит его, и, если примет положительное решение, будет выходить с законодательной инициативой в Госдуму.

До этого срок работы игорной зоны продлевали на три года - до 1 января 2019 года. Закон о ликвидации был принят еще в 2014 году, в 2016 году внесли поправки. Аргументы для переноса закрытия «Азов-Сити» у нас те же самые, что и тогда. За переходный период власти Краснодарского края должны были определиться, что делать с этой территорией, мощностями и помещения. Но ничего не было предложено, никто не знает, как их по-другому использовать.

Пятизвездочный отель, который стоит посреди поля, нельзя использовать для нужд сельского хозяйства или туризма. У него есть определенное целевое назначение. Поэтому у администрации региона сейчас очень трудный выбор. С одной стороны, они должны исполнять федеральное законодательство, которое предписывает закрыть «Азов-Сити». С другой, власти не знают, что делать с этой территорией. Самый логичный путь - установить дополнительный переходный период либо отсрочить ликвидацию игорной зоны.

- А хватит ли времени? До закрытия зоны осталось менее пяти месяцев, а депутаты в отпуске. То есть, ранее осени инициативу рассматривать не начнут.

- Все решения, связанные с игорным бизнесом, законодатели принимают молниеносно. Лишь бы была политическая воля. На моей памяти законы принимали за неделю.

- Что потеряет регион и, главное, Щербиновский район, если игорную зону закроют? Предлагают ли власти какие-либо варианты компенсаций и преференций? Известно ли, что будет с персоналом игорной зоны после ее закрытия? Есть ли у людей какие-либо альтернативы?

- Нет никаких альтернатив, и людям ничего не предлагается. Ведь дело не только в территориях, мы говорим о судьбах сотрудников. В «Азов-Сити» работает 2,5 тыс. человек.

Если говорить о последствиях ликвидации игорной зоны в Щербиновском районе Краснодарского края, то стоит выделить три аспекта. В первую очередь, люди останутся без работы. Второе - это убытки инвесторов, компенсации которых потребую как я, так и другие резиденты. Это соответствует нормам Гражданского кодекса. Мы подадим иск о возмещении убытков и компенсации затрат, которые понесли при строительстве активов, которые нам не нужны без лицензии на игорный бизнес.

И третий – это репутация Краснодарского края как надежного партнера в инвестсоглашениях.

- Если говорить о компенсациях, о каких суммах может идти речь?

- Когда начались разговоры о возможной ликвидации зоны по поручению Минфина РФ, мы провели оценку бизнеса, основных активов и убытков в случае прекращения этой деятельности. Независимые эксперты пришли к выводу, что они составят 3,3 млрд рублей. Эти цифры не выдуманы и не взяты с потолка, они подтверждены документами и расчетам.

А вот, например, Краснодарский край вложил 1 млрд руб. и потеряет налогоплательщиков. К кому власти будут обращаться за возмещением убытков?

- Какую часть инвестиций удалось окупить? Какой срок окупаемости имеет этот бизнес?

- Последние свои капиталовложения мы произвели в 2017 году, когда в полном объеме запустили работу отеля. Мы инвестировали в игорную зону на протяжении всех восьми лет, вкладывали средства все это время, строили и развивались. Конечно, мы не окупили вложенное.

Срок окупаемости может быть разным, для здания это минимум десять лет. Многие закладывают на возмещение инвестиций и 20 лет, и более длительные периоды. 5-7% рентабельность от капиталовложений считается нормой.

Помимо этого, инвестиции делают не для того, чтобы вернуть вложенное и все бросить. Все хотят создать бизнес, чтобы он работал долгие годы, не пять и не семь лет. Казино - такой же бизнес, как и любой другой. Если построено здание отеля в центре Краснодара, за сколько оно должно окупиться? Через сколько лет его можно сносить, через 10, 20 или 50 лет? Это должны решать инвестор и рынок, но никак не чиновники. Поэтому говорить об окупаемости - совсем не правильный подход.

- Госдума рассмотрит законопроект о компенсациях инвесторам игорных зон, из которого отдельным пунктом исключен «Азов-Сити». Как вы оцениваете данную законодательную инициативу?

- Это вопиющее нарушение закона. Этот законопроект предполагает защищать интересы и права инвесторов. Там много хороших пунктов: в частности, что нельзя ликвидировать игорную зону ранее, чем через десять лет после создания; о переходном периоде в три года после выпуска закона о закрытии; обязанности компенсировать убытки. Но почему-то «Азов-Сити» как исключение выделен отдельным пунктом, на нашу игорную зону эти правила не распространяется. Это противоречит букве закона, нарушает целый ряд норм Гражданского кодекса и Конституцию РФ, ограничивает конкуренцию.

Этот законопроект ведет к дискриминации резидентов «Азов-Сити», он направлен на создание монополии на рынке. Получается, что эти поправки в интересах только одной компании и одной игорной зоны, которая была создана последней. Остальные территории созданы в пределах десяти лет назад или приближаются к этой границе. В частности, «Янтарная» - в 2008 году, «Азов-Сити» - в 2007 году, «Приморье» - в январе 2009 года.

Мы написали возражение на этот законопроект и направили его в профильный комитет Госдумы. Надеюсь, что они обратят на него внимание.

- Игорная зона «Азов-Сити» проработала около 8 лет. Какие итоги вы можете подвести? Что было сделано?

- Наша компания была оператором казино и до принятия этого закона. Мы оперировали в Краснодарском крае под теми же брендами. В 2009 году Краснодарский край занимал третье место в РФ по собираемости налогов на игорный бизнес. Кубань получала в казну 1 млрд рублей. На учете стояло 10 тыс. игровых автоматов.

Открытие «Азов-Сити» было значимым событием для региона и глобальным проектом. Администрация региона провела большую работу по выделению земельных участков, межеванию, заключению договоров аренды и строительству инфраструктуры. Строить в чистом поле и организовывать бизнес на пустом месте было не просто.

Что такое «Азов-Сити» сейчас? В первую очередь, это, конечно, люди, которые там трудятся - в общей сложности 2,5 тыс. человек. Во вторую очередь надо сказать о налогах. Если мы в 2009 году начинали со 100 млн руб. в год, то сейчас мы подходим к цифре в 500 млн рублей, так как в этом году налоги на игорный бизнес нам повысили в два раза.

- Какие альтернативы «Азов-Сити» вы рассматриваете? Планируете ли вы реализовывать какие-либо другие проекты в России?

- В планах нашей компании есть инвестиционный проект по строительству казино в игорной зоне «Приморье». Два месяца назад мы получили право на земельный участок. Сейчас занимаемся проектированием и надеемся, что выйдем с проектом на стройплощадку. Рассчитываем до 2022 года построить игорный комплекс с гостиницей на 250 номеров уровня пять звезд. Общая площадь составит около 16 тыс. кв. метров.

В рамках инвестсоглашения мы планируем вложить около 8 млрд рублей. Естественно, это не единовременные капиталовложения, они будут растянуты на несколько лет.

В 2009 году в РФ было принято решение о создании на территории страны четырех игорных зон - в Калининградской области («Янтарная»), Алтайском («Сибирская монета») и Приморском краях («Приморье»), а также совместной в Краснодарском крае и Ростовской области («Азов-Сити»). Ростовская часть игорной зоны «Азов-Сити» была ликвидирована постановлением правительства в 2011 году.

В настоящее время в «Азов-Сити» работают два резидента. В июле 2014 года Госдума сразу во втором и третьем чтениях приняла поправки в закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», разрешившие создание игорных зон в Крыму и Сочи.

10 августа 2016 года премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение правительства РФ о создании игорной зоны «Красная поляна» в поселке Эстосадок на территории площадью более 165 тыс кв.м. В результате игорная зона «Азов-Сити» должна быть ликвидирована до 31 декабря 2018 года.