Управляющий директор ТМТП: «Наша главная задача – рост грузооборота»
На правах рекламы, Краснодарский край, 8 февраля
0
Управляющий директор ТМТП: «Наша главная задача – рост грузооборота»
Управляющий директор АО «ТМТП» Андрей Ярославцев рассказал об итогах работы Туапсинского морского торгового порта в 2017 году и планах на 2018-й

– Андрей Николаевич, с какими результатами порт завершил 2017 год?

– Основными достижениями года я бы назвал увеличение вагонооборота, а соответственно – и объемов перевалки. Итоговая цифра по году – 14,2 миллиона тонн – почти такая же, как в 2016–м, но по всем сухим и навалочным грузам мы выросли более чем на 10 процентов. Перевалку черных металлов нарастили на 10,5 процентов, по зерновым рост – 15 процентов, по углю незначительный, но тоже рост есть. В условиях высококонкурентной борьбы за эти грузы – это серьезные показатели.

В 2017 году нам удалось значительно нарастить оборачиваемость вагонов, была проведена серьезная работа, в том числе, и совместно с Северо-Кавказской железной дорогой. Рост вагонооборота, конечно, повлиял и на грузооборот.

В 2017-м году мы вошли в реализацию проекта в периметре судоремонтного завода, в прошлом году очищали территорию, сам проект уже на выходе, пройдены все необходимые этапы согласования. Одно из важнейших достижений – разработанный и предложенный к реализации менеджментом порта проект крупных инвестиций в развитие ТМТП. Как результат, до конца текущего года в порту появится 3 новых портальных крана, два 25-тонных погрузчика, что в свою очередь, приведет к дальнейшему росту грузооборота.

– Вагонооборот всегда был самым «узким» местом в порту, что изменилось в прошлом году?

– Секрета никакого нет. Мы стали плотнее сотрудничать с железнодорожниками, выстроили взаимоотношения по оперативному обмену информации, принятию решений по обработке составов. Еще в декабре 2016 года был создан единый совет, налажено круглосуточное взаимодействие диспетчерских служб порта и железнодорожников. Ежедневно они проводили координационные совещания по плану формирования и подвода поездов. Мы также установили в порту систему ЭТРАН, которая позволяет нашим диспетчерам видеть отгрузки и прибытие вагонов на станцию Туапсе. В общем, наладили постоянно контролируемую работу со станцией.

Это и дало результат – в прошлом году порт обработал на 10 тысяч вагонов больше: в 2016-м – 103 938 вагона, в 2017-м – уже 114081. Дважды за год в порту был побит рекорд суточной выгрузки вагонов, в начале года – 412, а уже в середине года – 457 вагонов в сутки.

Благодаря совместной работе и у железнодорожников в прошлом году зафиксировано несколько рекордов, простои составов на переездах в городской черте сократились – это уже для всех туапсинцев большой плюс. Все это результат общих усилий.

Конечно, и внутри порта в прошлом году мы провели большую работу: упорядочили процесс подачи–уборки вагонов, что снизило простои, пересмотрели функционал сотрудников, что позволило понять и определить ответственность каждого человека на своем месте. Это тоже дало результат.

Не все, конечно, еще гладко и идеально, но потенциал есть, так что планируем идти дальше, другого пути нет, продолжим еще более плотно сотрудничать с железной дорогой.

– С какими задачами порт вступает в 2018-й год?

– Наша главная задача, как и всегда – увеличение грузооборота и повышение производительности. Все проекты, о которых уже говорили, нацелены на это – реконструкция зернового терминала, новые краны, взаимодействие с СКЖД – их и продолжим развивать. Планируем увеличивать грузооборот по черным металлам, в перспективе нескольких лет наращивать перевалку зерновых до 3, затем и до 3,5 млн. Перевалка угля останется на прежнем уровне, но будем работать над оптимизацией сроков его обработки, продолжим работу по снижению влияния на экологию.

– Одним из перспективных проектов прошлого года Вы назвали решение о покупке трех портальных кранов. Что это дает порту в перспективе?

– В долгосрочной программе по техперевооружению на 2018-й год было запланировано приобретение одного портального крана, на замену морально устаревшему «Альбатросу».

В прошлом году мы разработали и предложили проект, который предусматривает изготовление и поставку дополнительно двух новых портальных кранов, результатом его реализации станет увеличение перевалочных возможностей порта. Сегодня мы видим большую номенклатуру черных металлов, которые вполне способны обрабатывать на стороне СРЗ – на причалах 12, 13, 13а, но на этой стороне у нас нет техники достаточной грузоподъемности, позволяющей перегружать те же стальные рулоны, заготовку, не говоря уж о слябах.

Кроме того, сегодня порт работает без достаточного запаса технических мощностей. По тем же черным металлам у нас в перевалке задействованы два «Либхерра», и поломка любого из них приводит к тяжелым последствиям. Приобретение новых кранов, перестановка имеющихся дадут возможность грузить черные металлы с двух сторон, повысить оборачиваемость складов, сократить простои судов, в целом повысить привлекательность порта.

– Впервые за много лет порт приобретает портальные краны отечественного производства. Почему был сделан такой выбор?

– Действительно, не одно десятилетие, еще с советских времен, российские порты предпочитали устанавливать крановую технику иностранного производства. В Туапсе, например, до сих пор работают краны «Сокол», «Альбатрос», сделанные в ГДР.

Ситуация меняется, появились новые отечественные производители, которые смогли предложить линейку портальных кранов, не уступающую западным по эксплуатационным качествам, и при этом значительно дешевле. Крановая техника указанных производителей уже эксплуатируется в портах Мурманска, Новороссийска, 4 крана проверены в работе и в компании нашего холдинга в порту Усть–Луга (УПК).

В этом году сразу несколько портов UCL разместили заказ у того же производителя. Помимо трех кранов для Туапсинского порта, 2 будут изготовлены для Морского порта Санкт–Петербурга, 2 – для Таганрогского и еще один – для УПК.

– Приобретение кранов – это только часть инвестиционной программы. Всего в 2018-м ТМТП планирует инвестировать рекордную сумму, около 2 млрд рублей...

– У нас есть несколько ключевых задач, требующих больших финансовых вливаний. Порядка 900 миллионов будет расходовано на новую технику, это не только три портальных крана, о которых уже говорили, но и 2 вилочных 25–тонных погрузчика и 2 погрузчика на 2,5 тонн, грузозахватное оборудование.

Большие расходы, 850 миллионов, предстоят и по проекту реконструкции зернового терминала – мы переходим от проектных к строительным работам. В этом году планируем завершить масштабную 8–летнюю работу по техническому перевооружению систем противоаварийной защиты нефтеналивного района. Часть средств пойдет на оборудование по обеспечению безопасности порта, прокладку газопровода и перевод портовых котельных на природный газ.

В годовой инвестпрограмме учитываются мероприятия по поддержанию пропускной способности порта по всем видам грузов, ТМТП продолжит реализацию природоохранных проектов, есть и другие статьи расходов. Задача инвестиционной программы – обеспечить развитие, и оно должно учитывать все сферы деятельности порта.

– Что может помешать планам по развитию и увеличению грузооборота?

– У нас остаются недогруженными нефтеналивные причалы, производственные мощности порта здесь используются всего на 40 процентов. Рост возможен после реконструкции Туапсинского нефтеперерабатывающего завода, но это фактор, на который мы не можем влиять.

По прочим грузам в планах мы также вынуждены учитывать внешние факторы, как экономические, так и геополитические. В значительной мере это касается ро–ро грузов. Поставки фруктов из Турции, а это основная статья импорта в грузообороте ТМТП, возобновились в прошлом году, но в малых объемах, по–прежнему действует ряд ограничений. На номенклатуру и объемы перевалки по черным металлам могут оказать тормозящее влияние антидемпинговые расследования в Европе и заградительные меры в Америке против российских металлургов. По зерновым на тот год эксперты дают очень хороший прогноз на урожай, но фактические объемы перевалки зерновых будут во многом зависеть от конъюнктуры экспортного рынка.

Впрочем, внешние факторы всегда присутствовали, что не мешало Туапсинскому порту расти, адаптироваться к работе в любых условиях. Мы работаем на результат, не только увеличиваем пропускную способность, но и улучшаем и качество наших услуг, и это позволяет нам уверенно смотреть в будущее.